четверг, 3 ноября 2016 г.

моим выпускникам

Дети 11 А, я часто-часто про вас думаю.  Мне не хватает вас. Странное дело...  Пытаюсь понять, прислушиваюсь к себе и...  вдруг озарение: скучаю по вашей деликатности, тонкости, порядочности...

18 комментариев:

  1. Оксана Петровна, мы тоже очень скучаем по Вам. По Вашим урокам,по этой душевной атмосфере, которую Вы создавали на них
    мы Вас очень любим...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В немногословии - так много чувства... Даже и не пытаюсь спросить, кто это за никнеймом. Лучше историю расскажу. Давным-давно(!) ехала в переполненном автобусе и думала: "Лишь бы не увидеть знакомых" - такая была уставшая. И вдруг молодой человек говорит: "Садитесь, Оксана Петровна". Смутившись, спросила: "А Вы кто? Мой бывший ученик? Я не помню Вас". На что он ответил: "И не надо. Достаточно того, что я помню Вас". Спасибо, друг мой.

      Удалить
  2. на улице ноябрь, пора писать курсовые работы.
    и сидя вечерами, мы проявляем всю нашу творческую деятельность, только уже не опираясь на классические литературные произведения, а используя чертежи, ГОСТы, формулы, кодексы и прочую учебную литературу, выпивая при этом очередную кружку почти остывшего кофе. с нами уже разговаривать на равных. называют коллегами, "уважаемыми". Никто на нас больше не ругается, не следит за нашей успеваемостью. Редко шутят.
    И обязательно нужно быть готовым к очередному предмету, заполнить множество бумажек, запомнить множество информации. Нельзя прогуливать пары.
    А так иногда хочется взять и не выучить предмет, прогулять скучную лекцию или пошутить вместе с преподавателем. Попросить, чтобы к тебе не обращались «уважаемая», не рассказывали предмет с «кашей во рту».
    Нечаянно находишь в браузере своего устройства ссылку на блог учителя. Открываешь вкладку с блогом и читаешь, забывая про время и место. Вспоминаешь какие были уютные и веселые уроки на литературе. С каким теплом и заботой относился к тебе преподаватель. И сразу становится одновременно весело и грустно, когда тебя охватывает ностальгия, будто окутывая теплый одеялом. Невероятно чувство тоски зарождается в тебе. Хочется вернуть два года назад, чтобы вновь посещать уроки литературы. Приходить с невыполненным заданием или выполненным заданием, внимать интересную информацию об авторе литературного произведения, писать сочинения. Готовить сюрприз для учителя, когда проходишь творчество Есенина. И знать, что преподаватель разделяет твою любовь к поэзии Асадова, но не рассказывать об этом никому, а наслаждаться этой тайной как вкусным кофе.
    Любимая наша, Оксана Петровна, я очень скучаю по вашим урокам. Урокам, которые не были похожи друг на друга. Урокам, на которых мы были «первооткрывателями» в литературе. Я знаю, что не все мы прилежными учениками. И я в том числе. Но ваши уроки были для нас как сладкий сон, который хочется видеть чаще. Вы стали для меня третьей мамой. Вы любили нас и защищали перед другими преподавателями, которые не понимали вас. И пусть. Вы вложили в нас все свои силы. Вы помогли нам раскрыться. Спасибо вам большое.
    С любовь, Вера

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вера-а-а! Я забыла рассказать своим нынешним 8-10-11 -классникам про Асадова! Как здорово, что ты напомнила мне. Смеялась от души над "уважаемой" и над "кашей во рту"! Вера, ты о простых вещах говоришь так образно, красиво. Думаю, что самое главное, что произошло, так это ваша - твоя! - влюбленность в хорошие книги. Правда? Еще я обязательно передам твою похвалу девчонкам из 11 б: Маше и Веронике (про сочинения, которые тебе понравились)!

      Удалить
    2. Не рассказывайте никому про Асадова! Это же наша тайна)

      Удалить
    3. Вера, это как Иисус вылечил больного ( слепого исцелил, по-моему. точно не помню) и сказал строго: "Иди и никому не рассказывай!" А тот побежал и всему свету рассказал о чудесах Его! О чудесах!

      Удалить
  3. Оксана Петровна!
    Какими удивительными и важными были эти два года. Мы писали Вам письма, разговаривали в живую, как нам с Вами повезло, как мы благодарны Вам. Но кажется, не хватит этого, чтобы описать, как Вы круто изменили нашу жизнь.
    "Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию". Читаю эти слова классика и думаю о Вас.
    Жертвы, и они были. Какой же долгий путь Вы с нами прошли, не временем измеряемый. Помню первые уроки и домашние задания, первые тройки и первые слезы, первые корявые сочинения и устные ответы.. Первое осознание того, зачем нужно читать. И потом - первые размышления и открытия, первые (новые!) впечатления от русской классики, первые достойные сочинения.. Смешно, в начале классе думала, хоть бы не спросили, а потом - "Жалко, что не спросили". А это лишь малая часть того, что было. Того, что бесценно.
    И я тоже время от времени захожу сюда, перечитываю старые работы. Приятно вспоминать уроки литературы. Одолевает меня в такие оменты светлая тоска. // Я даже могу предположить, что вы сейчас подумали: оксюморонное сочетание, у Пушкина было (: // Я рада тому, где сейчас нахожусь, чем занимаюсь. Я влюблена в свое дело, и учиться ему мне в радость. Но как же иногда хочется урока для души и развития не умственного, а духовного.

    А как же приятно знать, что чувства наши обоюдны, и Вам было в радость быть нашим учителем. Я даже имею дерзость предполагать (или наивность верить), что мы были Вашим любимым выпуском.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, ты так права - любимым! Не случайно - вопреки разуму, здравому смыслу (ну всё, хватит, Оксана, они уже давно не твои ученики. Они уже взрослые люди, прошло практически полтора года!) возвращаюсь мысленно к вам снова и снова... Я ведь не просто так сказала о вашей порядочности и деликатности... Сколько было всего в начале пути! Сейчас все кажется таким милым и ... далеким. праздник есенинский. ... это незабываемое. Но я делала открытия в каждом. Нравственный рост. Культура поведения. Деликатность . Немногословие у мальчишек, их мужание. Превращение - постепенное- во взрослых людей. Их чуткость я ощущала в каждом.
      Ой, правда, Ольга! Я подумала про оксюморонное сочетание! Вот рассмеялась: меня Ольга поймала!
      Вечером напишу, какие тексты предлагаю нынешним выпускникам. Хорошие и небольшие по объему. Потом и вы почитаете. расскажу про свои любимые тексты. А вы мне напишете. что сейчас занимает ваш ум и воображение! До вечера.

      Удалить
    2. И ещё расскажу про успехи вашего проекта!

      Удалить
  4. В последние дни часто вспоминала о Вас, об уроках литературы, думая "а вот сейчас мы бы проходили Обломова или готовили бы анализ к разным стихотворениям, искали бы такую информацию об авторах, чтобы слушателю сразу же захотелось после нашего рассказа пойти и взять сборник его произведений (да, это Ваши слова и они никогда не забудутся)». И зайдя на Ваш блог, поняла, что все-таки между нами с Вами существует невидимая ниточка, которая связывает нас, наши мысли, даже тогда, когда мы не рядом. Ведь, Вы написали «11А», мы сразу поняли, что это обращение к нам, хотя мы же не единственный 11А, который был у Вас.
    Ссылка на Ваш блог хранится у меня в закладках телефона, и так же как и Вера с Олей часто захожу и читаю наши сочинения, сочинения нынешних ваших учеников и с некой тоской замечаю, что хотелось бы побывать на их месте, когда только предстоит сделать те открытия, которые мы сделали для себя.
    Думала это плохо, что я слишком часто вспоминаю школу, каждый раз сравниваю с ней новую студенческую жизнь. А ведь это только из-за того, что начался новый этап нашей жизни, но уже с другими людьми и в другой обстановке, а в каждом из нас еще сидит бывший школьник, который привык к школе, ведь она одиннадцать лет была вторым домом. Это как иногородние скучают по своему городу, семье, так же и мы только по школе и по всему, что было с ней связано. Разве в этом есть что-то плохое?
    Среди новых учебных дисциплин искала хоть какой-нибудь, который был бы связан с литературой. И вот…риторика, которая должна научить нас выступать перед публикой, правильно говорить. А ведь одна из задач литературы состоит именно в этом. Как же я обрадовалась. Снова наступил этот процесс, когда перечитываешь много информации об авторах, их стихотворения, ищешь именно тот, который тебе по душе, и ловишь себя на мысли, что ты теперь сам все это делаешь и с превеликим удовольствием, и тебе уже не нужны ни готовые ответы из интернета, ни чья-нибудь помощь. А отвечая на семинарах, не боишься высказать свои мысли, волнение, конечно, присутствует, но страха перед публикой уже нет. И это тоже маленькая наша с Вами победа.
    На первых уроках философии нам задали написать сочинение, и я поймала себя на мысли, что не хочу доверять свои мысли незнакомому мне человеку, не могу я открыто рассуждать, зная, что это прочитает совсем чужой мне человек. С Вами было проще. Мы уже перешли этот барьер (даже не помню когда) и доверяли все свои рассуждения вам и даже наоборот, с удовольствием излагали все свои мысли, чтобы потом, получив тетрадь, увидеть Ваши заметочки: "полностью с тобой согласна" или «да! Трижды да». И сразу в голове мысль "наверное, это предел счастья". Но может ли у счастья быть предел?
    Благодаря Вам, даже само слово литература греет душу. Способно ли одно слово на такое?
    Знаете, хоть на денёчек хочется стать учителем, таким как Вы, и полностью прожить это чувство когда то, что ты делаешь с любовью, даёт плоды, и ученики, смотря назад, искренне благодарят за проделанную работу.
    Вы научили нас преодолевать трудности, как пишет Оля «первые тройки и первые слезу, первые корявые сочинения и устные ответы». И сейчас, как же сложно ни было бы, понимаю, что я сделала правильный выбор. Когда появляются маленькие положительные результаты, также как и было с литературой (опять сравниваю с ней), радуюсь и понимаю, что вся проделанная работа выполнена не зря. Следовательно, трудности это совсем не плохо, за ними следует большая работа, которая принесет свои плоды и тогда ты опять скажешь себе «наверное, это предел счастья».
    Неважно кто какую выбрал профессию, главное, чтобы каждый из нас также любил своё дело как Вы. Только представьте, если в любой отрасли будет работать человек любящий своё дело и с удовольствием его выполняющий, наверное, Россия по всем показателям, во всех сферах будет получать лучшие результаты.
    Как много хочется Вам сказать и как мало слов. Пишу и понимаю, что все не то: одна мысль обрывается другой, которая влечет за собой третью… Хочется, чтобы Вы прочувствовали это все без слов. И знаю… Вы прочувствуете.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сабина, первое: не бойся выражать свои мысли на семинарах, в сочинениях заданных - это твоя позиция. Жизненная. Человеческая. Гражданская, наконец. Быть открытым человеком и иметь смелость говорить то, что думаешь, - это свобода. Умные люди (преподаватели дисциплин) это увидят, оценят. Как мало тех, кто способен позиционировать себя как смелого и открытого человека, имеющего свой взгляд на мир (не путать с наглостью, которую выдают многие за смелость...). Ты понимаешь, о чем я говорю. Будь живой и естественной, доброй и деликатной, умной и незаносчивой. Вот такой, какой знаю тебя. И если ты так масштабно рассуждаешь о человеке и его предназначении и радеешь об этом - у тебя все получится в жизни и состоится. Особенно то, что будешь на своем месте делать работу свою хо-ро-шо.
      Я такие заметки на полях делала? Вот-вот! Иногда читаешь сочинения и среди них находишь зерно. как среди стекляшек алмазы. Так душа радуется, когда чувствуешь за словом автора сочинения и его мысли. Читая ваши сочинения допускные, учителя-эксперты именно это и отметили!

      Удалить
    2. Дети, 03.11.2016г на городской научно-практической школе-конференции представляла наш с вами проект в секции "ИКТ в реализации образовательных программ среднего общего образования". Как руководитель работы стала победителем. Дети, это ваша заслуга, Сабиночка, наш технический редактор; Ольга-Олечка, автор тако-о-ой работы глубочайшей. Завтра порадую авторов проектов, девчонок 10 Б класса.

      Удалить
    3. Вера! Я рассказала в 8 В про Асадова. Прочитала мои любимые из стихи из Асадова "О рыжей дворняге", "Чудачка", Они студентами были". Дети - многие! - не захотели брать книгу в библиотеке, а ... побежали в Продалит и купили себе сборники, представляешь! Для меня это такая радость!!!

      Удалить
    4. Ещё бы такого замечательного поэта не любить)
      Очень рада, что дети так тепло отнеслись к его творчеству. Как будет свободная минутка - заскочу к вам. поболтаем)))

      Удалить
    5. Всегда рада всех вас видеть! Сегодня был трудный рабочий день, и я ... пересматривала ваше видео и перечитывала письма. Сразу такая отрада на сердце...

      Удалить
    6. Ольга, разволновавшись, забыла написать главные слова: вы действительно были (и есть!) моим любимым выпуском! помните, говорила: уродливое дитя любишь сильнее: в него сил вложено больше - и духовных, и душевных! А самое главное, дитя получилось в итоге здоровым.покупаю свои любимые гранаты и Сабинку вспоминаю! И опять мысли улетают в то, незабываемое...

      Удалить
  5. Оксана Петровна, здравствуйте.
    Часто вспоминаю о Вас, очень сильно скучаю...
    Иногда так нахлынет волна воспоминаний, особенно ночью. Лежишь вспоминаешь, прокручиваешь моменты и так хочется вернуться в то время...
    Вот и сейчас, сидела, пила чай, вспоминала...
    Хочу сказать, я благодарна Вам за все. Иногда хочется собрать все самые красивые слова, которые только существуют и написать их Вам!
    Как же здорово, что когда-то именно Вы стали нашей учительницей.
    Просто захотелось написать это Вам сейчас.

    ОтветитьУдалить
  6. Как поздно я прочла это!.. ах. мои дорогие дети, вы у меня любимые... хоть и нельзя ... прирастать...

    ОтветитьУдалить